|


Евгений ЗЕВИН, вице-президент Российской Академии искусств, народный художник России
Произведения искусства радуют наш глаз не только в музеях и на выставках, но и в наших домах и дачах. Вопрос в том, что именно мы выбираем для украшения личного и рабочего пространства. Ведь, помимо всего, приобретение произведений подлинного искусства – беспроигрышное, долгосрочное и уникальное вложение. С годами они дорожают, а их владельцы растут как личности.
Каждый художник в самом широком смысле слова, работая над каким-либо произведением, мечтает о том, чтобы оно попало в музей, ведь только так он сможет остаться в истории. Но очень часто у него есть конкретный заказчик. И создает свои произведения художник для него, заказчика, который украшает произведениями искусства квартиру или дом, где он живет, офис, где он работает, усадьбу, где он принимает гостей.
Веками произведения искусства, в том числе и всемирно известные шедевры, делались по чьему-то заказу, ведь занятие живописью, скульптурой – дело дорогостоящее. Скульптура больших форм – монументы, колонны, памятники – всегда делалась по заказу города, церкви или состоятельных горожан и в античности, и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и в нашем недавнем прошлом, конечно. Микеланджело Буонарроти, например, создавал своего «Давида» для Флоренции, «Пиету» — для надгробия французского кардинала Жана Билэра.
И, конечно, всегда существовали частные заказчики, как правило, очень состоятельные люди, которые заказывали художнику работы для украшения собственного жилища. Так, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — это портрет жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, пожелавшего иметь дома изображение супруги.
Сейчас ситуация несколько изменилась: предметы искусства далеко не всегда выполняются под заказ, появился отдельный многомиллионный рынок произведений. И людей, желающих и могущих украсить свой быт скульптурами или картинами, стало больше.
Украшение личного пространства
Изобразительное искусство подразделяется на живопись, графику, скульптуру средних, малых и больших форм, а также декоративно-прикладное искусство. Если скульптура больших форм в основном размещается на открытом пространстве в общественных местах – на городских площадях, в скверах, на бульварах – то скульптура средних форм прекрасно подходит для оформления личного пространства – собственного сада или парка, квартиры, дома, виллы. Скульптура малых форм предназначена для интерьеров домов и квартир, как и графика, и живопись. Декоративно-прикладное искусство служит для украшения быта, добавляет художественную ценность повседневным вещам.
Поэтому практически все разновидности искусства могут использоваться для украшения личного пространства. В оформлении жилого интерьера будут уместны и живопись, и скульптура малых форм, и декоративно-прикладное искусство, например, резная мебель, керамика, мозаика на стенах, ковры, фарфор. В конечном итоге, любое произведение служит украшением, хотя и имеет самостоятельную художественную ценность.
Если говорить об уместности тех или иных видов искусства в жилых помещениях различного назначения, здесь сложно однозначно советовать что-то определенное. На мой взгляд, в гостиной, которая является самым «общественным» местом в доме, желательно размещать произведения искусства, которые могли бы удовлетворять вкусам не только хозяев, но и приходящих к ним гостей. Спальня – более интимное помещение, где человек может руководствоваться исключительно своими предпочтениями. Пространство кухни тяготеет скорее к декоративно-прикладному искусству. Здесь произведениями искусства могут быть и обеденный стол, и посуда, и текстиль. Главное, чтобы все было подобрано в одном стиле. Кухня – место, с которого люди начинают свое утро, где члены семьи собираются вместе за ужином. Поэтому там должно быть красиво и уютно, чтобы у людей было хорошее настроение во время приема пищи.
Выбор стилевого направления изобразительного искусства еще более индивидуален. Во многом он будет зависеть от личности человека, воспитания, опыта, приобретенного им за годы жизни, уровня образования и культуры и даже его имиджа, самоощущения. Нельзя сказать, что один стиль или направление предпочтительнее другого, искусство равнозначно. Есть и прекрасный авангард, и прекрасное классическое искусство, и так называемое актуальное искусство, которое тоже возможно.
В идеале же используемые в интерьере произведения искусства должны сочетаться со стилем здания, стилевой направленностью интерьера. Скорее всего, классическая живопись или изделия народного промысла будут странно смотреться в здании в стиле хай-тек или в интерьере в стиле минимализма.
Поэтому, если приглашаются архитектор или дизайнер, желательно, чтобы они могли порекомендовать художников или скульпторов, чьи работы гармонично впишутся в концепцию здания и помещения.
В последние годы архитекторы, проектирующие особняки, часто заранее планируют формы и виды произведения искусства для украшения конкретных помещений дома, а ландшафтные дизайнеры закладывают размещение скульптур и декоративных форм при планировке оформления участка.
Развилось целое направление живописи, специально предназначенное для украшения интерьеров. Сейчас авторы часто разграничивают коммерческую работу и творческую. Иногда видишь картины около двух метров в длину; оказывается, они написаны специально, чтобы их можно было повесить над диваном. То есть художник специально пишет коммерческие работы, заранее определяя место, где их можно повесить. Это как кино – авторское и предназначенное для массового зрителя. Так что как бы ни было заманчиво купить «готовое решение» для интерьера, нужно соблюдать осторожность. Ведь на рынке продается очень много произведений, которые делаются под не очень хороший вкус покупателя.
Поэтому, если хозяева сомневаются в своей компетентности в вопросах искусства, лучше довериться специалистам, чтобы они заранее определили местоположение и размер произведений.
Хотя зачастую люди не прибегают к помощи профессионалов и делают все на свой вкус. К сожалению, со вкусом у наших бизнесменов в основном не очень хорошо, чаще всего они не слишком образованы в области культуры. Поэтому нередко попадаются некрасивые снаружи коттеджи с некрасивой живописью внутри. Правда, бывает и наоборот. В последнее время состоятельных людей все чаще можно увидеть на выставках, они интересуются искусством, стараются в нем разобраться.
Безусловно, вкус воспитывается, и для этого нужно посещать галереи и музеи, читать, смотреть, сравнивать. Саморазвитие в этой области позволяет выбрать картины, скульптуры для своего дома, которые будут подлинными произведениями искусства или приближаться к ним. Это важно, ведь в их окружении будет проходить жизнь человека, будут расти его дети, приходящие в дом гости будут получать эстетическое удовольствие.
Как становятся коллекционерами
Если есть возможность, лучше приобрести оригинальную, творческую работу. Такие работы бывают очень глубоки по своему содержанию, и они постепенно, из года в год раскрываются перед зрителем, получают новые смыслы. Эти картины редко надоедают, но когда это в конце концов происходит, можно их подарить, убрать или перевесить.
Если не получается приобрести оригинал, при выборе репродукций люди часто стараются отдавать предпочтения известным работам, которые они видели у кого-то или в журнале. Думаю, это не совсем правильно, это указывает на отсутствие фантазии, на невозможность найти «своего» художника.
Конечно, сделать грамотный выбор непросто. Так что здесь совсем не грешно посоветоваться с экспертами, услышать три-четыре мнения, которые могут помочь принять окончательное решение.
Некоторые люди, очень любящие искусство, развешивают картины любимых художников по всем стенам до потолка (так называемая шпалерная развеска). Переходя из комнаты в комнату, они будто ходят по музейным залам.
Сейчас можно встретить удивительно хорошие скульптуры из бронзы, камня, керамики. Вероятно, потому, что скульпторы, которые раньше жили за счет выполнения больших заказов на памятники для улиц и площадей, задумались над искусством малых форм, стали ближе к человеку, переключившись на интерьерную скульптуру.
Иногда состоятельные люди, приобретая несколько предметов настоящего искусства, скажем, по рекомендации дизайнера, начинают интересоваться искусством, образовываться в этом направлении, а затем и целенаправленно, осознанно собирать коллекцию. Так приобретение произведения искусства дает толчок к развитию личности и жилища. Коллекция – это красиво и интересно, она культурно развивает самого коллекционера, членов его семьи и гостей дома.
С экономической точки зрения, приобретение подлинного искусства аналогично вложению в недвижимость с той лишь разницей, что инвестиции в недвижимость окупаются быстрее, а в искусство – медленнее. Создание художественного произведения, имеющего подлинную ценность, требует изнурительной и кропотливой работы, а потому и стоит недешево.
Небольшая скульптура, например, может быть дороже иной картины из-за высокой стоимости материала и трудоемкости. Но, как показывает практика продаж, искусство не дешевеет со временем. Это справедливо как для антиквариата, так и для современных произведений. Инвестиции в подлинное искусство – долгосрочный, интересный, познавательный проект, украшающий мир, в котором живет человек. Это и грамотное, и достойное вложение.
|
|