ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВЕЧНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Олег СавостюкНародный художник Российской ФедерацииАкадемикПочетный Президент AIAP ЮНЕСКО
|
Евгений Зевин — один из интереснейших мастеров современной живописи. В процессе многолетних творческих поисков ему удалось обрести свой неповторимый почерк, делающий его полотна легко узнаваемыми среди множества работ не только отечественных, но и зарубежных художников.
Он начинал свой творческий путь во времена жесточайшей художественной диктатуры соцреализма как представитель нонконформистского направления изобразительного искусства, подавлявшегося официальными органами власти.
В те времена его картины можно было видеть на единственно возможных для этого запретного неофициального течения искусства квартирных выставках, в частности на действовавшей практически постоянно и пользовавшейся огромной популярностью выставке в квартире Оскара Рабина на Черкизовской улице в Москве.
Осенью 1974 года Евгений Зевин был участником выставки художников-нонконформистов в Измайловском парке, оставшейся в памяти как вольный народный праздник искусства на прекрасной осенней поляне, залитой солнцем, который длился ровно четыре часа, отпущенных властями. Это выставка стала, по сути, первой настоящей массовой демонстрацией творческой интеллигенции против благолепия и бескультурья тоталитарного режима.
Надо ли повествовать о том, как не прост был дальнейший путь художника, чье искусство не вписывалось в жестокие рамки официальной культуры!
Для Евгения Зевина наступил период вынужденного творческого затворничества. Лишь изредка его картины появлялись на выставках художников молодежной секции при МОСХе, куда он был принят в 1974 году, а позднее, начиная с 1979 года, Зевин стал членом Московского Союза художников по секции живописи. Однако, несмотря ни на что, он продолжал много и плодотворно работать, поскольку творческий труд, по его словам,— неотъемлемое право художника и единственная возможность самовыражения. Один из немногих художников-авангардистов, он шел избранным путем, шел уверенно и целеустремленно.
Как живописец Евгений Зевин начал формироваться уже в ранних работах, которым было присуще обостренное чувство цвета, стремление к резкой контрастности колористических характеристик, своеобразие пластических решений, экстравагантность формы. Эти работы привлекали внимание прессы и искусствоведов прежде всего ярко выраженной индивидуальностью и живописным профессионализмом молодого художника. Но заботы о качестве живописи, о совершенстве формы уже тогда ни в коей мере не являлись самоцелью — все свои поиски, все живописные средства мастер подчинял выражению владеющей им идеи, мысли, чувства. Со временем эта тенденция в творчестве Евгения Зевина усилилась. Строго организованная колористическая система все больше подчинялась образно-смысловому началу, зависела от него.
В центре творческого внимания художника сейчас, как и прежде, находится окружающий нас мир, его проблемы — общечеловеческие, философские, психологические. Но Евгений Зевин не предается зеркально-непосредственному описанию окружающих его явлений. Обладая индивидуальной ассоциативностью художественного мышления, активным живописным темпераментом, он создает полотна, в которых сложность, проблемность и красота нашего мира раскрываются путем образного обобщения, они символичны, порой их трудно отнести к одному из привычных нам жанров. В них зрителю открывается необычный мир, поражающий неожиданностью найденных художником живописно-пластических фигурных построений, призванных усилить содержательность его произведений, ярче выразить волнующие его проблемы действительности.
Автор не дает зрителю возможности однозначного истолкования сюжетов своих картин — они многовариантны. Их идея может быть воспринята как бы на разных уровнях, не исключающих, а скорее углубляющих, дополняющих друг друга.
Художник, который, по его словам, никогда не состоял ни в каких партиях и не принимал непосредственного участия ни в каких социальных движениях, остро ощущает все происходящее в нашей стране и стремится к осознанию этих процессов в образном мире своих картин. Социальная направленность авторской мысли, пропущенной сквозь призму внутреннего мироощущения живописца, особенно сильно проявляется в его работах периода 1970-1980-х годов. В основу их образного содержания положено представление художника о конкретных периодах нашего недавнего прошлого, о некоторых «этапах большого пути», отмеченных народной болью, страданием миллионов.
Но, говоря о тяжелом и трагическом, Евгений Зевин не впадает в мрачный пессимизм, картины его всегда зрелищны, звонки по цвету, они многосложны и многогранны по содержанию, как сама жизнь.
Художник чутко улавливает тонкие взаимоотношения людей, природы, мира. Он уверен, что человек создан для духовной жизни — не суетной, не обремененной мелочами,— он призван решать нравственные проблемы, жить в гармонии с природой, не противостоя ей. Мир прекрасен и вечен, говорит художник, а все насильственное, навязанное, уродливое — временно, оно пройдет, канет в Лету.
В натюрмортах Евгения Зевина привлекает как живописная выразительность самих предметов, так и закономерности их декоративно-пространственных связей. Здесь очень важна композиция и нет случайных предметов: все они объединены персонифицированным видением художника, являются сублимацией его мысли и чувства. В натюрмортах ощутимо глубокое понимание единства композиционно-декоративных решений — в них прослеживается продуманный и выверенный ритм в сопоставлении цвета и объема, движения и покоя. Живопись Евгения Зевина материально ощутима — в его холстах чувствуется высказанность, завершенность и музыкальность. Многие из них буквально заряжены энергией, которая обрушивается на зрителя, целиком завладевая его вниманием.
Широкая известность за рубежом пришла к художнику в середине 1980-х годов после выставок в Хельсинки, Брюсселе, Лондоне и городах Великобритании, Нью-Йорке, Париже, Тель-Авиве и Токио.
В период с 1 989 по 1991 год его работы постоянно выставлялись на одном из самых известных в мире аукционов изобразительного искусства — на аукционе Phillips в Лондоне — и имели большой успех.
Многие зарубежные журналы репродуцируют работы Евгения Зевина, пишут о нем, называя его последователем традиций русской живописи начала XX века, способным их продолжать и развивать. Зарубежные обозреватели искусства относят Евгения Зевина к художникам, наивысший расцвет многогранного таланта которых стал возможен лишь в эпоху гласности. Главным достоинством его работ они полагают возвращение к вечным ценностям искусства, несущим зрителям тепло, сочувствие, любовь и толерантность.
Произведения художника находятся в галереях, музеях и частных коллекциях Великобритании, США, Германии, Польши, Швейцарии, Израиля, Финляндии и России.
В 1992 году Евгений Зевин был участником выставки, организованной Королевской Академией художеств Великобритании. В 1994 году он принял участие в экспозиции «Образы советского искусства 1 950-1980-х годов», проходившей в Русском музее в Санкт-Петербурге. Его работы включены в антологию «Русские художники ХУШ-ХХ веков», подводящую, по сути, итоги развития изобразительного искусства России второй половины ХХ века. В 1 995 году Евгений Зевин был избран вице-президентом Российской Академии искусств. В 1997 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», в 2010 году присвоено звание «Народный художник Российской Федерации». Все это, безусловно, является признанием его высокого профессионального мастерства и значимости как художника, сумевшего выразить в своих произведениях существенные черты нашего времени.